Сарапшылардың сұрақ-жауаптары - М.Әуезов атындағы №17 орта мектебі https://17-oskemen.mektebi.kz/ ru Сарапшылардың сұрақ-жауаптары - М.Әуезов атындағы №17 орта мектебі DataLife Engine Вопрос об обязанности родителей обеспечивать посещение детьми занятий в учебном заведении https://17-oskemen.mektebi.kz/index.php?newsid=1377 https://17-oskemen.mektebi.kz/index.php?newsid=1377  По Вашему обращению сообщаем следующее. В соответствии с подпунктом 4) пункта 2 статьи 49 Закона «Об образовании» к обязанностям родителей и иных законных представителей относится обеспечивать посещение детьми занятий в учебном заведении. В соответствии с буквальным пониманием данной нормы закона, слово «посещение» означает физическое прибытие и нахождение ребенка. Следует отметить, что законодатель использует понятие «посещение», а не обучение. В случае применения законодателем в вышеназванной норме Закона слов «обеспечивать обучение», тогда бы основным критерием для оценки действий родителей (законных представителей) было бы получение детьми образования независимо от формы ее получения. Аналогично, это такое же буквальное понимание имеется в норме на государственном языке: «балалардың оқу орнындағы сабаққа баруын қамтамасыз етуге». Исключение составляют лишь случаи, прямо предусмотренные законодательством. В частности, допускается не нахождение в учебном заведении детям с особыми образовательными потребностями, которые могут обучаться дистанционно либо дети, обучающиеся по экстернату. Такая форма обучения предусмотрена в статье 27 Закона «Об образовании». Дистанционное обучение в школах и коллежах в связи пандемии короновирусной инфекции, применяемое в настоящее время, является технологией (как компонент) в рамках очной формы обучения. Дистанционное обучение, как форма обучения для школ и колледжей, не предусмотрена законодательством, но как сказано, является за исключением только для лиц с особыми образовательными потребностями. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Конституции среднее образование является обязательным. С учетом вышеизложенного, родители обязаны обеспечивать посещение детьми занятий (быть физически на занятиях) в школах и колледжах, где получают среднее образование. Исключение составляют дети с особыми образовательными потребностями, обучающиеся дистанционно либо дети, обучающиеся по экстернату. Таким образом, не обеспечение физического нахождения детьми на занятиях в школах и колледжах для получения среднего образования должно рассматриваться как не исполнение родителями и иными законными представителями своих обязанностей.

]]>
 По Вашему обращению сообщаем следующее. В соответствии с подпунктом 4) пункта 2 статьи 49 Закона «Об образовании» к обязанностям родителей и иных законных представителей относится обеспечивать посещение детьми занятий в учебном заведении. В соответствии с буквальным пониманием данной нормы закона, слово «посещение» означает физическое прибытие и нахождение ребенка. Следует отметить, что законодатель использует понятие «посещение», а не обучение. В случае применения законодателем в вышеназванной норме Закона слов «обеспечивать обучение», тогда бы основным критерием для оценки действий родителей (законных представителей) было бы получение детьми образования независимо от формы ее получения. Аналогично, это такое же буквальное понимание имеется в норме на государственном языке: «балалардың оқу орнындағы сабаққа баруын қамтамасыз етуге». Исключение составляют лишь случаи, прямо предусмотренные законодательством. В частности, допускается не нахождение в учебном заведении детям с особыми образовательными потребностями, которые могут обучаться дистанционно либо дети, обучающиеся по экстернату. Такая форма обучения предусмотрена в статье 27 Закона «Об образовании». Дистанционное обучение в школах и коллежах в связи пандемии короновирусной инфекции, применяемое в настоящее время, является технологией (как компонент) в рамках очной формы обучения. Дистанционное обучение, как форма обучения для школ и колледжей, не предусмотрена законодательством, но как сказано, является за исключением только для лиц с особыми образовательными потребностями. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Конституции среднее образование является обязательным. С учетом вышеизложенного, родители обязаны обеспечивать посещение детьми занятий (быть физически на занятиях) в школах и колледжах, где получают среднее образование. Исключение составляют дети с особыми образовательными потребностями, обучающиеся дистанционно либо дети, обучающиеся по экстернату. Таким образом, не обеспечение физического нахождения детьми на занятиях в школах и колледжах для получения среднего образования должно рассматриваться как не исполнение родителями и иными законными представителями своих обязанностей.

]]>
admin Tue, 22 Dec 2020 09:43:02 +0600
Правовой всеобуч https://17-oskemen.mektebi.kz/index.php?newsid=1378 https://17-oskemen.mektebi.kz/index.php?newsid=1378
1.Если у Вас возникают вопросы о своевременности выплаты заработной платы, выплаты пособия на оздоровления, видов отпусков и других
вопросов организации трудовой деятельности, то рекомендуем ознакомиться с документом
Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК.
2.Если у Вас возникают вопросы о начислении заработной платы и других вопросов оплаты труда, то рекомендуем ознакомиться с документами: 1) Об утверждении Правил исчисления заработной платы педагогов государственных организаций. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2020 года № 191. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 12 мая 2020 года № 20622.
2)Об утверждении Единых правил исчисления средней заработной платы. Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 908. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26 декабря 2015 года № 12533.
3.Если у Вас возникают вопросы о видах поощрения и порядке премирования работников образования, то рекомендуем ознакомиться с документами: 1) Об утверждении отраслевой системы поощрения Министерства образования и науки Республики Казахстан. Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 августа 2013 года № 324. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 августа 2013 года № 8676.
2) Об утверждении Правил премирования, оказания материальной помощи и установления надбавок к должностным окладам работников органов Республики Казахстан за счет средств государственного бюджета. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2001 года N 1127.
3) Об утверждении Правил премирования, установления стимулирующих надбавок к должностным окладам, оказания материальной помощи руководителям подведомственных организаций образования. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 мая 2008 года № 267
4.Если у Вас возникают вопросы аттестации педагогических работников, то рекомендуем изучить документы: 1)Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогов, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования и специальные учебные программы, и иных гражданских служащих в области образования и науки. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 февраля 2016 года № 13317.
2)О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83 "Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования и специальные учебные программы, и иных гражданских служащих в области образования и науки" Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 мая 2020 года № 202. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 15 мая 2020 года № 20636
5.Если Вас интересуют вопросы, связанные с отчетностью педагогов и видах обязательных документов педагога, то рекомендуем изучить документ:Об утверждении Перечня документов, обязательных для ведения педагогами организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, и их формы. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 6 апреля 2020 года № 130. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 6 апреля 2020 года № 20317.
6.Если Вас интересуют вопросы должностных обязанностей и требований, предъявляемых к квалификации педагогических работников, а также что должен знать и уметь педагог, то рекомендуем изучить документ:Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 августа 2009 года № 5750.


]]>

1.Если у Вас возникают вопросы о своевременности выплаты заработной платы, выплаты пособия на оздоровления, видов отпусков и других
вопросов организации трудовой деятельности, то рекомендуем ознакомиться с документом
Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК.
2.Если у Вас возникают вопросы о начислении заработной платы и других вопросов оплаты труда, то рекомендуем ознакомиться с документами: 1) Об утверждении Правил исчисления заработной платы педагогов государственных организаций. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2020 года № 191. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 12 мая 2020 года № 20622.
2)Об утверждении Единых правил исчисления средней заработной платы. Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 908. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26 декабря 2015 года № 12533.
3.Если у Вас возникают вопросы о видах поощрения и порядке премирования работников образования, то рекомендуем ознакомиться с документами: 1) Об утверждении отраслевой системы поощрения Министерства образования и науки Республики Казахстан. Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 августа 2013 года № 324. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 августа 2013 года № 8676.
2) Об утверждении Правил премирования, оказания материальной помощи и установления надбавок к должностным окладам работников органов Республики Казахстан за счет средств государственного бюджета. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2001 года N 1127.
3) Об утверждении Правил премирования, установления стимулирующих надбавок к должностным окладам, оказания материальной помощи руководителям подведомственных организаций образования. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 мая 2008 года № 267
4.Если у Вас возникают вопросы аттестации педагогических работников, то рекомендуем изучить документы: 1)Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогов, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования и специальные учебные программы, и иных гражданских служащих в области образования и науки. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 февраля 2016 года № 13317.
2)О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83 "Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования и специальные учебные программы, и иных гражданских служащих в области образования и науки" Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 мая 2020 года № 202. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 15 мая 2020 года № 20636
5.Если Вас интересуют вопросы, связанные с отчетностью педагогов и видах обязательных документов педагога, то рекомендуем изучить документ:Об утверждении Перечня документов, обязательных для ведения педагогами организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, и их формы. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 6 апреля 2020 года № 130. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 6 апреля 2020 года № 20317.
6.Если Вас интересуют вопросы должностных обязанностей и требований, предъявляемых к квалификации педагогических работников, а также что должен знать и уметь педагог, то рекомендуем изучить документ:Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 августа 2009 года № 5750.


]]>
admin Mon, 05 Oct 2020 09:43:44 +0600
Как школе избавиться от роли «сборщика» денег https://17-oskemen.mektebi.kz/index.php?newsid=349 https://17-oskemen.mektebi.kz/index.php?newsid=349
Справочник руководителя образовательного учреждения / Актуальная тема
Как школе избавиться от роли «сборщика» денег
А. А. Абишев
юрист, специалист по госзакупкам, г. Костанай
Максимальная открытость администрации школы – одно из условий успешного общения с родителями. 
В соответствии с п. 2 ст. 61 Закона РК «Об образовании» (далее – Закон) система финансирования образования основывается на принципах: эффективности и результативности; приоритетности; прозрачности; ответственности; разграничения и самостоятельности всех уровней бюджетов. 
Чтобы избежать подозрений о нецелесообразном использовании средств, администрация школы должна регулярно информировать родителей о своих расходах. С этой целью необходимо устанавливать соответствующие информационные стенды, на которых будет расписан бюджет (постатейно) и сметы расходов на текущий учебный год. Для удобства можно размещать информацию на школьном сайте. Открытость должна стать девизом работы школы. 
Важно! 
Помните, только действуя открыто, можно обезопасить школу и учителей от обвинений, избавить от скандалов и разбирательств с родителями, защитить интересы при проведении проверок и противодействовать созданию коррупционной среды. В итоге это положительно скажется на системе образования в целом. 
Безусловно, сделать это нелегко, но здесь в первую очередь необходима четкая и твердая позиция руководства ОО. Ведь незаконный сбор денег с учеников и их родителей приравнивается к коррупции, и информация о проверке передается в Национальное бюро по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) РК. 
Первый шаг. Работа с родительским комитетом 
Положениями пп. 2) п. 1 ст. 49 Закона родители и иные законные представители несовершеннолетних детей имеют право участвовать в работе органов управления ОО через родительские комитеты. Администрации школы необходимо максимально тесно сотрудничать с родительскими комитетами, представляя всю необходимую информацию, в том числе касающуюся финансирования школы, а также подробно разъяснять положения действующего законодательства РК, чтобы избежать совершения неправомерных действий самим родительским комитетом и вовлечения в это администрации школы. 
Внимание! 
Сейчас родительские комитеты могут покупать необходимые товары для школьников только по договору между частными лицами в добровольном порядке, не привлекая детей и учителей. При этом необходимо выполнять определенные условия: предоставлять фискальные чеки и кассовый приходный ордер на все товары, купленные по согласованию с родителями. Деньги с родителей собираются исключительно на добровольной основе. 
Важно! 
Родительские комитеты не имеют право вести финансово-хозяйственную деятельность без регистрации юридического лица, либо создания специального фонда; оказывать давление на детей и их родителей с целью сбора денег. 
Управления образования в настоящее время усиленно контролируют родительские комитеты, потому что учителя нередко перекладывают на них задачу по сбору денег. 
Второй шаг. Создание Попечительского совета в школе 
Согласно п. 9 ст. 44 Закона Попечительский совет является одной из форм коллегиального управления школой. Типовые правила организации работы попечительского совета и порядок его избрания в организациях образования утверждены приказом МОН РК от 27.07.2017 г. № 355. 
Попечительский совет взаимодействует с администрацией ОО, родительским комитетом, местными исполнительными органами, заинтересованными государственными органами и иными физическими и/или юридическими лицами. Одной из функций попечительского совета школы является участие в распределении финансовых средств, поступивших в ОО в виде благотворительной помощи, и принятие решений об их целевом расходовании. В указанных типовых правилах определены цели, на которые расходуются поступления от благотворительной помощи. 
Внимание! 
В состав Попечительского совета входят:
– представители местных представительных, исполнительных и правоохранительных органов;
– работодателей и социальных партнеров;
– некоммерческих организаций (при наличии);
– один из родителей или законный представитель обучающихся в данной ОО из каждой параллели классов, курсов, рекомендованные родительским комитетом;
– благотворители (при наличии);
– руководитель ОО, при которой создается попечительский совет, или его заместитель принимают участие в его заседаниях. 
Число членов попечительского совета является нечетным и составляет не менее девяти человек, не находящихся в отношениях близкого родства и свойства друг с другом и руководителем данной ОО. Срок полномочий членов попечительского совета составляет один год. Члены попечительского совета не входят в штат работников данной ОО. 
Дополнительное финансирование, привлекаемое с помощью попечительских советов в виде благотворительной (спонсорской) помощи ОО, оказывается в добровольном порядке на безвозмездной основе и расходуется исключительно по решению попечительского совета в порядке, предусмотренном типовыми правилами. 
Следует знать!
Любые принятые ОО поступления от благотворительной помощи зачисляются на
1) контрольный счет наличности благотворительной помощи, открытый в территориальном подразделении уполномоченного органа по исполнению бюджета, в соответствии с бюджетным законодательством РК – для ОО, созданных в организационно-правовой форме государственное учреждение;
2) счет, открытый в банке второго уровня, – для ОО, созданных в иных организационно-правовых формах. 
Некоторые родители связывают создание школьных попечительских советов с легализацией добровольных родительских сборов. Хотя основной идеей создания попечительских советов является не сбор денег, а наоборот, их появление расценивается как создание еще одного инструмента противодействия школьным поборам. Попечительский совет является своего рода контролирующим органом внутри самой ОО. 
Основная задача попечительского комитета – следить за тем, чтобы вся деятельность конкретной школы была построена на законных основаниях. Любая оказываемая спонсорская помощь должна быть добровольной, без какого-либо принуждения по отношению к родителям. При этом попечительские советы имеют реальную возможность наладить сотрудничество учебного заведения с меценатами и благотворительными организациями. 
Третий шаг. Создание и работа с общественным фондом. 
Помимо попечительского совета родители учеников и другие неравнодушные лица могут создать некоммерческую организацию в форме Общественного фонда (далее – фонд), основной целью которого будет осуществление благотворительной деятельности, направленной на развитие школы и содействие защите прав и интересов учащихся. В состав фонда могут входить как родители, так и приглашенные спонсоры, представители других ОО или фондов. Денежные средства необходимо перечислять на счет фонда. Инициаторами создания общественных фондов обычно выступают сами родители, но в любом случае всё это обсуждается и согласовывается с администрацией школы. 
Деятельность общественного фонда, как и попечительского совета, должна основываться на принципе открытости: 
•полная финансовая отчетность;
•прозрачность поступлений и подотчетность расходов;
•обратная связь с фондом. Один раз в полгода или в квартал фонд должен отчитываться – сколько денег поступило на счет и как они расходовались. В свою очередь администрация школы обязана отчитываться перед родителями на общешкольных собраниях о работе с фондом и размещать такую информацию на сайте. 
Сейчас во многих школах открыты счета, на которые родители могут перечислять спонсорскую помощь. Важно, чтобы спонсорский взнос родители делали самостоятельно через банки второго уровня. Принимать наличные деньги ни учителя, ни администрация школы не имеют права. Любой сбор наличных – коррупционное преступление. 
Деятельность школ постоянно контролируется соответствующими государственными службами. Если говорить в целом о республиканской системе образования, контроль действий администрации школы, в том числе по вопросам сборов денежных средств, осуществляют несколько ведомств. На уровне Министерства образования РК – Департамент дошкольного и среднего образования, на местном уровне – областные Управления образования, также Комитет по контролю в сфере образования и науки, который имеет контролирующие функции. 
Финансовая проблема школы – вопрос непростой. Продуманные действия администрации помогут не только создать крепкий альянс с родителями, но и приобрести в их лице активных участников, спонсоров и партнеров. 

]]>
Справочник руководителя образовательного учреждения / Актуальная тема
Как школе избавиться от роли «сборщика» денег
А. А. Абишев
юрист, специалист по госзакупкам, г. Костанай
Максимальная открытость администрации школы – одно из условий успешного общения с родителями. 
В соответствии с п. 2 ст. 61 Закона РК «Об образовании» (далее – Закон) система финансирования образования основывается на принципах: эффективности и результативности; приоритетности; прозрачности; ответственности; разграничения и самостоятельности всех уровней бюджетов. 
Чтобы избежать подозрений о нецелесообразном использовании средств, администрация школы должна регулярно информировать родителей о своих расходах. С этой целью необходимо устанавливать соответствующие информационные стенды, на которых будет расписан бюджет (постатейно) и сметы расходов на текущий учебный год. Для удобства можно размещать информацию на школьном сайте. Открытость должна стать девизом работы школы. 
Важно! 
Помните, только действуя открыто, можно обезопасить школу и учителей от обвинений, избавить от скандалов и разбирательств с родителями, защитить интересы при проведении проверок и противодействовать созданию коррупционной среды. В итоге это положительно скажется на системе образования в целом. 
Безусловно, сделать это нелегко, но здесь в первую очередь необходима четкая и твердая позиция руководства ОО. Ведь незаконный сбор денег с учеников и их родителей приравнивается к коррупции, и информация о проверке передается в Национальное бюро по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) РК. 
Первый шаг. Работа с родительским комитетом 
Положениями пп. 2) п. 1 ст. 49 Закона родители и иные законные представители несовершеннолетних детей имеют право участвовать в работе органов управления ОО через родительские комитеты. Администрации школы необходимо максимально тесно сотрудничать с родительскими комитетами, представляя всю необходимую информацию, в том числе касающуюся финансирования школы, а также подробно разъяснять положения действующего законодательства РК, чтобы избежать совершения неправомерных действий самим родительским комитетом и вовлечения в это администрации школы. 
Внимание! 
Сейчас родительские комитеты могут покупать необходимые товары для школьников только по договору между частными лицами в добровольном порядке, не привлекая детей и учителей. При этом необходимо выполнять определенные условия: предоставлять фискальные чеки и кассовый приходный ордер на все товары, купленные по согласованию с родителями. Деньги с родителей собираются исключительно на добровольной основе. 
Важно! 
Родительские комитеты не имеют право вести финансово-хозяйственную деятельность без регистрации юридического лица, либо создания специального фонда; оказывать давление на детей и их родителей с целью сбора денег. 
Управления образования в настоящее время усиленно контролируют родительские комитеты, потому что учителя нередко перекладывают на них задачу по сбору денег. 
Второй шаг. Создание Попечительского совета в школе 
Согласно п. 9 ст. 44 Закона Попечительский совет является одной из форм коллегиального управления школой. Типовые правила организации работы попечительского совета и порядок его избрания в организациях образования утверждены приказом МОН РК от 27.07.2017 г. № 355. 
Попечительский совет взаимодействует с администрацией ОО, родительским комитетом, местными исполнительными органами, заинтересованными государственными органами и иными физическими и/или юридическими лицами. Одной из функций попечительского совета школы является участие в распределении финансовых средств, поступивших в ОО в виде благотворительной помощи, и принятие решений об их целевом расходовании. В указанных типовых правилах определены цели, на которые расходуются поступления от благотворительной помощи. 
Внимание! 
В состав Попечительского совета входят:
– представители местных представительных, исполнительных и правоохранительных органов;
– работодателей и социальных партнеров;
– некоммерческих организаций (при наличии);
– один из родителей или законный представитель обучающихся в данной ОО из каждой параллели классов, курсов, рекомендованные родительским комитетом;
– благотворители (при наличии);
– руководитель ОО, при которой создается попечительский совет, или его заместитель принимают участие в его заседаниях. 
Число членов попечительского совета является нечетным и составляет не менее девяти человек, не находящихся в отношениях близкого родства и свойства друг с другом и руководителем данной ОО. Срок полномочий членов попечительского совета составляет один год. Члены попечительского совета не входят в штат работников данной ОО. 
Дополнительное финансирование, привлекаемое с помощью попечительских советов в виде благотворительной (спонсорской) помощи ОО, оказывается в добровольном порядке на безвозмездной основе и расходуется исключительно по решению попечительского совета в порядке, предусмотренном типовыми правилами. 
Следует знать!
Любые принятые ОО поступления от благотворительной помощи зачисляются на
1) контрольный счет наличности благотворительной помощи, открытый в территориальном подразделении уполномоченного органа по исполнению бюджета, в соответствии с бюджетным законодательством РК – для ОО, созданных в организационно-правовой форме государственное учреждение;
2) счет, открытый в банке второго уровня, – для ОО, созданных в иных организационно-правовых формах. 
Некоторые родители связывают создание школьных попечительских советов с легализацией добровольных родительских сборов. Хотя основной идеей создания попечительских советов является не сбор денег, а наоборот, их появление расценивается как создание еще одного инструмента противодействия школьным поборам. Попечительский совет является своего рода контролирующим органом внутри самой ОО. 
Основная задача попечительского комитета – следить за тем, чтобы вся деятельность конкретной школы была построена на законных основаниях. Любая оказываемая спонсорская помощь должна быть добровольной, без какого-либо принуждения по отношению к родителям. При этом попечительские советы имеют реальную возможность наладить сотрудничество учебного заведения с меценатами и благотворительными организациями. 
Третий шаг. Создание и работа с общественным фондом. 
Помимо попечительского совета родители учеников и другие неравнодушные лица могут создать некоммерческую организацию в форме Общественного фонда (далее – фонд), основной целью которого будет осуществление благотворительной деятельности, направленной на развитие школы и содействие защите прав и интересов учащихся. В состав фонда могут входить как родители, так и приглашенные спонсоры, представители других ОО или фондов. Денежные средства необходимо перечислять на счет фонда. Инициаторами создания общественных фондов обычно выступают сами родители, но в любом случае всё это обсуждается и согласовывается с администрацией школы. 
Деятельность общественного фонда, как и попечительского совета, должна основываться на принципе открытости: 
•полная финансовая отчетность;
•прозрачность поступлений и подотчетность расходов;
•обратная связь с фондом. Один раз в полгода или в квартал фонд должен отчитываться – сколько денег поступило на счет и как они расходовались. В свою очередь администрация школы обязана отчитываться перед родителями на общешкольных собраниях о работе с фондом и размещать такую информацию на сайте. 
Сейчас во многих школах открыты счета, на которые родители могут перечислять спонсорскую помощь. Важно, чтобы спонсорский взнос родители делали самостоятельно через банки второго уровня. Принимать наличные деньги ни учителя, ни администрация школы не имеют права. Любой сбор наличных – коррупционное преступление. 
Деятельность школ постоянно контролируется соответствующими государственными службами. Если говорить в целом о республиканской системе образования, контроль действий администрации школы, в том числе по вопросам сборов денежных средств, осуществляют несколько ведомств. На уровне Министерства образования РК – Департамент дошкольного и среднего образования, на местном уровне – областные Управления образования, также Комитет по контролю в сфере образования и науки, который имеет контролирующие функции. 
Финансовая проблема школы – вопрос непростой. Продуманные действия администрации помогут не только создать крепкий альянс с родителями, но и приобрести в их лице активных участников, спонсоров и партнеров. 

]]>
admin Tue, 06 Mar 2018 03:59:16 +0600
Вопросы по теме: некоторые изменения в системе образования https://17-oskemen.mektebi.kz/index.php?newsid=320 https://17-oskemen.mektebi.kz/index.php?newsid=320 Источник: Справочник руководителя образовательного учреждения

На вопросы редакции отвечает Ж. А. Жонтаева, директор департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки РК, кандидат педагогических наук.

Жаныл Алпамысовна, каким образом будут проводиться государственные экзамены для выпускников средней школы с 2016/2017 учебного года?

Для получения аттестата с 2016/2017 учебного года выпускники школ будут сдавать итоговые экзамены в школе в традиционной форме по общеобразовательным предметам (не более 5), из них 4 обязательных: казахский/русский язык (первый язык), русский/казахский язык (второй язык), математика, история Казахстана и один предмет по выбору.

В настоящее время министерством ведется широкое обсуждение вопроса итоговых экзаменов в школе: за последние 3 месяца проведено свыше 20 совещаний с директорами, учителями школ, АОО «НИШ».

Будут ли сдавать экзамены обладатели знака «Алтын белгі»? 

Претенденты на знак «Алтын белгі» будут сдавать экзамены, как и все выпускники на общих основаниях.

Письменные работы претендентов на знак «Алтын белгі» будут проверяться областными комиссиями.

Если многие предметы будут преподаваться на английском и казахском языках, что делать специалистам с большим опытом работы, не владеющим этими языками?

В Казахстане подавляющее большинство родителей (81 %) хотят, чтобы их ребенок знал английский язык. Но только 34 % родителей делают для этого всё от них зависящее (посещение языковых курсов). У 27 % родителей такие возможности отсутствуют, поэтому единственную надежду они связывают со школой.

По поручению Главы государства к 2020 г. все технические и медицинские специальности вузов перейдут на английский язык обучения, и школы должны быть готовы к этому.

С 2019 г. в 10–11-х классах начнется подготовка детей к поступлению в казахстанские вузы, где обучение по техническим и медицинским специальностям будет вестись на английском языке. До 2019 г. мы будем заниматься подготовкой кадров.

Внедрение преподавания четырех предметов на английском языке будет осуществляться поэтапно, по мере готовности и учителей, и самих школьников.

С 2016 по 2019 гг. будет вестись подготовка учителей-предметников и учителей английского языка для 10–11-х классов. Преподавание предметов не изменится: в школах с казахским языком обучения обучение будет продолжено на казахском языке, с русским языком обучения – на русском.

С 2019 г. преподавание четырех предметов на английском языке будет внедрено только в 10–11-х классах. С 1-го по 9-й классы система преподавания не изменится.

С какого года в начальной школе будет введена новая программа, и что сейчас в данном направлении делается (обучение специалистов, оснащение школ, совершенствование материально-технической базы)? Насколько мы готовы к этому?

Согласно Государственной программе развития образования и науки РК на 2016–2019 гг., утвержденной Указом Президента РК от 01.03.2016 г. № 205, предусмотрен переход на обновленное содержание образования с 2016 г. – 1-х классов; с 2017 г. – 2, 5, 7-х классов; с 2018 г. – 3, 6, 8, 10-х классов; с 2019 г. – 4, 9, 11, 12-х классов.

Постановлением Правительства РК от 25.04.2015 г. № 327 утвержден ГОС начального образования, приказом МОН РК утверждены критерии оценки знаний обучающихся, учебные планы, учебные программы начального образования. Все учителя прошли курсы повышения квалификации.

Ожидается ли отмена бумажных отчетов? Каким образом будет осуществляться система контроля учебных заведений другими ведомствами? 

Анализ МОН РК показал, что количество запросов и обращений госорганов и физических лиц в управлениях образования иногда доходит до 9 тысяч в год.

Прекрасно понимая, что ситуация должна кардинально измениться, мы видим 4 проблемы:

1) избыточность отчетов;

2) дублирование данных (одинаковые данные в разных отчетах);

3) излишняя актуализация данных (частый запрос свежих данных);

4) все госорганы имеют право выходить напрямую в школу.

МОН РК работает по всем данным направлениям: 

1) в соответствии с Законом РК «Об образовании» развивает Национальную образовательную базу данных (далее – НОБД) как единую базу данных для всех госорганов и акиматов;

2) для исключения дублирования отчетов в НОБД дополнительно вносится 12 новых показателей для формирования данных по запросу других госорганов;

3) вводится требование по обновлению НОБД 2 раза в год (октябрь, март), что решает проблему чрезмерной актуализации;

4) внедрение электронного дневника «Күнделік» позволит полностью уйти от заполнения академической отчетности в школах. В 2017 г. во всех школах будет внедрен электронный дневник «Күнделік», что позволит в течение трех лет поэтапно отказаться от традиционной бумажной документации (классных журналов).

С какого года будут меняться рабочие учебные планы в связи с объединением некоторых предметов, и как быстро будут переизданы учебники?

Типовые учебные планы и учебные программы для начальной школы утверждены приказом МОН РК. В Типовой учебный план начального образования вошли 14 предметов, в том числе 3 новых: «Естествознание», «Информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ), «Художественный труд» (за счет интеграции содержания предметов «Изобразительное искусство» и «Трудовое обучение»).

Все эти учебники уже изданы и доставлены в учебные заведения.

]]>
Источник: Справочник руководителя образовательного учреждения

На вопросы редакции отвечает Ж. А. Жонтаева, директор департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки РК, кандидат педагогических наук.

Жаныл Алпамысовна, каким образом будут проводиться государственные экзамены для выпускников средней школы с 2016/2017 учебного года?

Для получения аттестата с 2016/2017 учебного года выпускники школ будут сдавать итоговые экзамены в школе в традиционной форме по общеобразовательным предметам (не более 5), из них 4 обязательных: казахский/русский язык (первый язык), русский/казахский язык (второй язык), математика, история Казахстана и один предмет по выбору.

В настоящее время министерством ведется широкое обсуждение вопроса итоговых экзаменов в школе: за последние 3 месяца проведено свыше 20 совещаний с директорами, учителями школ, АОО «НИШ».

Будут ли сдавать экзамены обладатели знака «Алтын белгі»? 

Претенденты на знак «Алтын белгі» будут сдавать экзамены, как и все выпускники на общих основаниях.

Письменные работы претендентов на знак «Алтын белгі» будут проверяться областными комиссиями.

Если многие предметы будут преподаваться на английском и казахском языках, что делать специалистам с большим опытом работы, не владеющим этими языками?

В Казахстане подавляющее большинство родителей (81 %) хотят, чтобы их ребенок знал английский язык. Но только 34 % родителей делают для этого всё от них зависящее (посещение языковых курсов). У 27 % родителей такие возможности отсутствуют, поэтому единственную надежду они связывают со школой.

По поручению Главы государства к 2020 г. все технические и медицинские специальности вузов перейдут на английский язык обучения, и школы должны быть готовы к этому.

С 2019 г. в 10–11-х классах начнется подготовка детей к поступлению в казахстанские вузы, где обучение по техническим и медицинским специальностям будет вестись на английском языке. До 2019 г. мы будем заниматься подготовкой кадров.

Внедрение преподавания четырех предметов на английском языке будет осуществляться поэтапно, по мере готовности и учителей, и самих школьников.

С 2016 по 2019 гг. будет вестись подготовка учителей-предметников и учителей английского языка для 10–11-х классов. Преподавание предметов не изменится: в школах с казахским языком обучения обучение будет продолжено на казахском языке, с русским языком обучения – на русском.

С 2019 г. преподавание четырех предметов на английском языке будет внедрено только в 10–11-х классах. С 1-го по 9-й классы система преподавания не изменится.

С какого года в начальной школе будет введена новая программа, и что сейчас в данном направлении делается (обучение специалистов, оснащение школ, совершенствование материально-технической базы)? Насколько мы готовы к этому?

Согласно Государственной программе развития образования и науки РК на 2016–2019 гг., утвержденной Указом Президента РК от 01.03.2016 г. № 205, предусмотрен переход на обновленное содержание образования с 2016 г. – 1-х классов; с 2017 г. – 2, 5, 7-х классов; с 2018 г. – 3, 6, 8, 10-х классов; с 2019 г. – 4, 9, 11, 12-х классов.

Постановлением Правительства РК от 25.04.2015 г. № 327 утвержден ГОС начального образования, приказом МОН РК утверждены критерии оценки знаний обучающихся, учебные планы, учебные программы начального образования. Все учителя прошли курсы повышения квалификации.

Ожидается ли отмена бумажных отчетов? Каким образом будет осуществляться система контроля учебных заведений другими ведомствами? 

Анализ МОН РК показал, что количество запросов и обращений госорганов и физических лиц в управлениях образования иногда доходит до 9 тысяч в год.

Прекрасно понимая, что ситуация должна кардинально измениться, мы видим 4 проблемы:

1) избыточность отчетов;

2) дублирование данных (одинаковые данные в разных отчетах);

3) излишняя актуализация данных (частый запрос свежих данных);

4) все госорганы имеют право выходить напрямую в школу.

МОН РК работает по всем данным направлениям: 

1) в соответствии с Законом РК «Об образовании» развивает Национальную образовательную базу данных (далее – НОБД) как единую базу данных для всех госорганов и акиматов;

2) для исключения дублирования отчетов в НОБД дополнительно вносится 12 новых показателей для формирования данных по запросу других госорганов;

3) вводится требование по обновлению НОБД 2 раза в год (октябрь, март), что решает проблему чрезмерной актуализации;

4) внедрение электронного дневника «Күнделік» позволит полностью уйти от заполнения академической отчетности в школах. В 2017 г. во всех школах будет внедрен электронный дневник «Күнделік», что позволит в течение трех лет поэтапно отказаться от традиционной бумажной документации (классных журналов).

С какого года будут меняться рабочие учебные планы в связи с объединением некоторых предметов, и как быстро будут переизданы учебники?

Типовые учебные планы и учебные программы для начальной школы утверждены приказом МОН РК. В Типовой учебный план начального образования вошли 14 предметов, в том числе 3 новых: «Естествознание», «Информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ), «Художественный труд» (за счет интеграции содержания предметов «Изобразительное искусство» и «Трудовое обучение»).

Все эти учебники уже изданы и доставлены в учебные заведения.

]]>
admin Tue, 20 Feb 2018 11:31:53 +0600
Вопросы по теме: ответственность школы за безопасность детей https://17-oskemen.mektebi.kz/index.php?newsid=246 https://17-oskemen.mektebi.kz/index.php?newsid=246 Источник:    Справочник руководителя образовательного учреждения / Организация и управление

Ж. Е. Жылангозова, юрист, директор ОФ «Жеті жарғы», г. Алматы

Ребенку в школе стало плохо. 

Согласно ст. 48 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» Закона РК «Об образовании» на школу ложится ответственность по оказанию первичной медико-санитарной помощи.

Если ребенку стало плохо, классный руководитель или учитель-предметник обязан незамедлительно вызвать медицинскую сестру либо сопроводить ученика в процедурный кабинет.

Медицинская сестра может дать ребенку воды или понюхать нашатырный спирт, в случае травмы обработать рану антисептическим препаратом.

Без врачебного осмотра она не имеет права самовольно назначать и давать ученику какие-либо серьезные медикаменты.

Если школьнику не стало лучше, классный руководитель обязан незамедлительно вызвать скорую помощь и проконтролировать, что ребенка доставят в медицинское учреждение. При этом необходимо, чтобы кто-либо из представителей школы сопровождал ученика.

Педагог обязан выяснить, почему ребенку стало плохо, или определить виновного, а также в срочном порядке по телефону оповестить родителей ребенка о происшедшем.

Внимание! 

В подобной ситуации не существует отговорок: «Мы не дозвонились», «Как же отправлять ребенка в больницу без ведома родителей?» – ведь в случае ухудшения состояния ребенка или летального исхода вся ответственность, вплоть до уголовной, ляжет на школу.

Педагог обязан быть внимательным к жалобам учащихся на здоровье. Он не имеет права освобождать ребенка с уроков и отпускать домой или игнорировать его жалобы на плохое самочувствие. Причиной может быть внутренняя травма, ушиб, перелом, растяжение, а при возможном осложнении ответственность понесет педагог, проигнорировавший жалобу учащегося.

Ученица без ведома родителей пропустила занятия в школе. На улице (в учебное время) она получила травму. Несет ли школа какую-либо ответственность за данное происшествие? 

Нет, не несет. Ребенок получил травму, не находясь под надзором школы.

 

Имеет ли право учитель кричать на детей? 

Согласно Конвенции о правах ребенка педагог (классный руководитель) обязан уважать честь и достоинство учеников и их родителей (или иных законных представителей) независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств, должен быть тактичен в общении с ними.

Не допускается применение физического, морального и психического насилия по отношению к ученикам.

 

]]>
Источник:    Справочник руководителя образовательного учреждения / Организация и управление

Ж. Е. Жылангозова, юрист, директор ОФ «Жеті жарғы», г. Алматы

Ребенку в школе стало плохо. 

Согласно ст. 48 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» Закона РК «Об образовании» на школу ложится ответственность по оказанию первичной медико-санитарной помощи.

Если ребенку стало плохо, классный руководитель или учитель-предметник обязан незамедлительно вызвать медицинскую сестру либо сопроводить ученика в процедурный кабинет.

Медицинская сестра может дать ребенку воды или понюхать нашатырный спирт, в случае травмы обработать рану антисептическим препаратом.

Без врачебного осмотра она не имеет права самовольно назначать и давать ученику какие-либо серьезные медикаменты.

Если школьнику не стало лучше, классный руководитель обязан незамедлительно вызвать скорую помощь и проконтролировать, что ребенка доставят в медицинское учреждение. При этом необходимо, чтобы кто-либо из представителей школы сопровождал ученика.

Педагог обязан выяснить, почему ребенку стало плохо, или определить виновного, а также в срочном порядке по телефону оповестить родителей ребенка о происшедшем.

Внимание! 

В подобной ситуации не существует отговорок: «Мы не дозвонились», «Как же отправлять ребенка в больницу без ведома родителей?» – ведь в случае ухудшения состояния ребенка или летального исхода вся ответственность, вплоть до уголовной, ляжет на школу.

Педагог обязан быть внимательным к жалобам учащихся на здоровье. Он не имеет права освобождать ребенка с уроков и отпускать домой или игнорировать его жалобы на плохое самочувствие. Причиной может быть внутренняя травма, ушиб, перелом, растяжение, а при возможном осложнении ответственность понесет педагог, проигнорировавший жалобу учащегося.

Ученица без ведома родителей пропустила занятия в школе. На улице (в учебное время) она получила травму. Несет ли школа какую-либо ответственность за данное происшествие? 

Нет, не несет. Ребенок получил травму, не находясь под надзором школы.

 

Имеет ли право учитель кричать на детей? 

Согласно Конвенции о правах ребенка педагог (классный руководитель) обязан уважать честь и достоинство учеников и их родителей (или иных законных представителей) независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств, должен быть тактичен в общении с ними.

Не допускается применение физического, морального и психического насилия по отношению к ученикам.

 

]]>
admin Mon, 05 Feb 2018 06:45:58 +0600